Tренинг·Tехнолоджи
О КОМПАНИИ
ТРЕНИНГ-ПРОГРАММЫ
РАСПИСАНИЕ
КОНТАКТЫ
 


Задачник для Тренера

Раздел: Тренинг Тренеров, Обучение бизнес-тренеров.


Глава: Трудный участник

(выдержки из главы)

Автор: Виктория Давыдова,
ведущий тренер ТТ
статьи и книги для бизнес-тренеров из Библиотеки Тренинг-Технолоджи

Однажды после мастер-класса для тренеров, которые проводит Тренинг-Технолоджи, ко мне подошел один из участников и спросил: «А что делать, если на тренинг приходит агрессор? Орет, капризничает, мешает, злорадствует... Хочется не тренинг вести, а задушить своими руками.»

Я посмотрела на крепкую шею этого бывшего военного, который все 2 часа мастер-класса называл других участников «вы, молодой человек, вообще помолчите» или «не Вам, без году неделя со мной спорить» и понимающе улыбнулась.

«Да, это серьезная тренерская задача».


Если бы в компаниях работали только обаятельные, высокоорганизованные и быстро обучающиеся профессионалы, возможно, тренинги в том виде, каком мы их сейчас видим, были бы не нужны. Смысл тренинга для бизнеса – как раз в создании таких профессионалов, в развитии, в тяге стать лучше. Смысл специализированных тренингов по обучению тренеров – чтобы лучше стал сам тренер.

Ситуация Трудного участника в его активно-агрессивной ипостаси интересует многих тренеров и является отдельным блоком тренерского обучения...


Решение «ИДЕМ ДАЛЬШЕ»


- Как я опаздываю! Как я опаздываю!
Белый Кролик («Алиса» Л. Кэрролл)

Время на тренинге концентрировано и дорого, как воздух на подлодке. Возможно, у вас категорически нет свободного времени на работу с коммуникативными трудностями агрессивного участника, обсуждение ситуации, не относящейся к теме тренинга, и максимально, что вы успеете – перенаправить внимание Агрессора, занять интересной темой, кратко резюмировать и завершить спор.

Минусы:

- некоторые участники воспримут ваши действия, как личную слабость, неумение справиться с доминантным человеком, «поставить его на место». В России по-прежнему любят твердую руку.

- «потерпевшая» от агрессора сторона с трудом включается в дальнейшее обучение, она будет бесконечно прокручивать в уме что именно стоило сказать и что делать, если атака Агрессора возобновиться.

- Агрессора ситуация ничему не научит.


Инструмент «На вдохе»

Каждому человеку приходится делать вдох. Как только во время запальчивой речи участник делает паузу, набирая воздух для следующей атаки, Вы вклиниваете несколько отрезвляющих или перенаправляющих слов («Секунду. Мы что-то совсем удалились от нашей темы. Давайте лучше..»).


Инструмент «Ближе, еще ближе»

Поймайте взгляд Агрессора, подойдите к нему ближе. Можно даже сесть рядом. По физиологическим и историческим причинам нам намного труднее спорить, вообще громче говорить и выказывать агрессию, если слушающий приблизился. С соседом лучше не ссориться, с людьми рядом – важно дружить. Тренер инициирует резкое снижение эмоционального накала в словах, говорящий по непонятным для себя причинам вдруг затихает, пауза. Тренер кивает, резко встает и перехватывает инициативу.


Решение «НАПИШЕМ ПРАВИЛА»


- Возможно, не удастся избежать ошибок. Но что я обещаю,
- это то, что буду работать открыто и честно.

Путин В.В., вступление в должность Президента

На многих бизнес-тренингах первые полтора часа уходят на создание и принятие тренинговых правил поведения. Обычно в них включают: приходить вовремя, выключение звонков мобильных, давать обратную связь в конструктивном ключе, поддерживать и помогать другим членам группы и так далее. Дали обещание, подписали правила совместной работы на тренинге, глядишь, группа дружелюбнее общается, не так активны Агрессоры, люди держат свое слово.

Минусы:

- занимает дополнительное время.

- многие группы не нуждаются в правилах.

- часто правила и обязательства останавливали настоящих агрессоров?


Инструмент «Исправь ошибки»

Правила даются готовым списком. В нем перечислены наряду с важными и серьезными правилами, шутливые и спорные. (Например, «не задавать вопросов, даже если я не понял тему», «смеяться громко и долго, это создаст веселую атмосферу»). Участники обсуждают каждый пункт, оставляют его в правилах или вычеркивают. Многим нравится поиграть в цензоров, «чистить» списки правил.


Инструмент «Допиши сам»

В правилах заполнены только 3-4 первых пункта. Участникам предлагается дополнить, продолжить список самостоятельно, рассматривая первые готовые пункты как примеры. Можно создавать список индивидуально или в группах.


Инструмент «Ребус»

Правила тренер пишет сам, до тренинга, в виде коротких фраз, иносказательно. Например, «снимаем погоны», «критикуя-предлагай», «кнопка СТОП» и т.д. На тренинге участники высказывают предположения, что именно подразумевает тот или иной пункт правил, трактуют его с позиции своих ожиданий и намерений. Ребус увлекает и активизирует творчество, а не только задает правила достойного поведения на тренинге.


Решение «ВСЕ ПОСМОТРЕЛИ НА ВАНЕЧКУ»


- Как тебя зовут? Варвара?
А меня – умный, сильный и красивый Дема.

Мой сын Демьян в 3 года, во время знакомства с девочкой.

Некоторые люди любят обращать на себя внимание остальных. Не будем разбирать причины, коренящиеся в низкой или слишкой высокой самооценке, в излишнем перевозбуждении или жажде признания, возможно, в искреннем желании поделиться всем содержимым головы с 1974 года. В любом случае, у нас идет бизнес-тренинг и психоанализом никто заниматься не собирается.

Если тренер как подсолнух разворачивается на Агрессора и с придыханием начинает расспрашивать о детстве, «у вас возникало раньше это желание?» или «что вы сейчас чувствуете?», значит тренер ошибся дверью. Его профессия – психология, а не бизнес.

Наш участник действительно может вызывать внимание на себя. Дадим ему это внимание, но в рамках бизнеса и полезности для всего процесса обучения.

Например, мы задаем Агрессору важный, интересный и глубоко профессиональный вопрос, по обсуждаемой теме. Это тест. Если на вопрос отвечают по делу – полезно всем. Тренер искренне благодарит Агрессора, отмечает его вклад, заручается его обещанием участвовать в следующем обсуждении, еще раз говорит «Спасибо» (отмечая границу разговора и определяя свой статус. Статус того, кто на тренинге имеет право оценить\поощрить\поставить завершающую точку) и ведет тренинг дальше. Возможно, потребность внимания и признания будет удовлетворена и мы в дальнейшем получим адекватного участника вместо Агрессора.

Если Агрессор не сможет убедительно ответить на вопрос, тренер все-равно благодарит его и сообщает всей группе, что вопрос не прост. Настолько не прост, что даже серьезные профессионалы (кивок Агрессору) не сразу могут предложить решение. Затем тренер дает блестящие варианты решений. Это своеобразный маятник «хорошо-плохо», когда тренер одновременно заявляет о своем праве учить, ставит крикуна на место, при этом позитивно и доброжелательно его оценивая, не унижая.

Минусы:

- идеальное знание предмета тренером не всегда встречается.

- Агрессор может принять вопрос как личный вызов, и записать тренера в прямые конкуренты.


Инструмент «Задание»

Внимание можно проявлять не только в виде прямых вопросов. Можно дать задания, занимающие время Агрессора и участвуя в которых он чувствует себя «выделенным». От раздачи материалов другим участникам до помощи тренеру во время игр и заданий.


Инструмент «Не подходить»

Наиболее распространенная тренерская ошибка – подойти самому во время перерыва к Агрессору и попробовать расспросить, сказать пару доверительных слов или объяснить ту или иную свою фразу. Для любого Агрессора – это доказательство более низкого статуса тренера, а для группы, что Агрессор в чем-то прав, если его так выделили. Тренера на перерывах должны окружать участники, спрашивать, слушать, тянуться к наставнику, и Агрессор должен захотеть сам приблизиться к тренеру. Часто такие участники становятся неподалеку, краем уха ловят разговор, потом увлекаются, подходят и задают беспокоящий их вопрос.

В спокойной неофициальной беседе многие критические вещи воспринимаются легче, в это время Агрессора можно даже пожурить, чуть подшутить. Не забудьте после этого серьезно посмотреть прямо в глаза. Вас правильно поймут. Иногда после этого и начинаются настоящие изменения, реальное личностное развитие. Тренер не сидит на первых телефонных нулях, он не 01, не 02, и не 03. Прямое спасение людей так далеко от нашей профессии. Но иногда именно этот серьезный взгляд приводил к встрече через год – «Тренер, вы наверно и не помните. Но тогда я задумался, и моя нынешняя работа, должность, все – началось тогда»...



продолжение следует...


Вернуться к разделу "Тренинг-технологии"

Tренинг·Tехнолоджи © 2006 | Privacy Policy Rambler's Top100