Московская школа переговоров
Training Technology Moscow
info@t-tech.ru

Профессиональная рассылка БИЗНЕС-ТРЕНЕРА (выпуск 3)

Профессиональная рассылка БИЗНЕС-ТРЕНЕРА

ВЫПУСК 3

 

TRAINING TECHNOLOGY

 

Доброго времени суток, друзья.

Профессия наша практическая, скажем прямо. Не теоретическая, не игровая. Игры ради игр мы не проводим. Поэтому в зоне особого внимания оказывается «Королевское право» – аналитика.

Тренер помогает участникам анализировать и делать выводы по заданным темам (дискуссия, фасилитация), организовывает и структурирует опыт группы с дальнейшим глубоким анализом (модерация), собирает детали и фиксирует полученные данные (де-брифинг), поддерживает аналитическое обсуждение на примере только что проведенной игры (шеринг) и т.д. Аналитика, аналитика, аналитика…

Почти каждый месяц я участвую в аттестации тренеров разных регионов России. После каждой аттестации слушатели переглядываются, начинают обмениваться впечатлениями и самый «проблемный вопрос» - Позитивно – да, интересно – да, а где сухой остаток? Где польза, вывод, который я сделал на основании игры, задания, мини-лекции и теперь улучшу на основании его, вывода, свою работу? Часто оказывается, что тренер умеет проводить саму игру, но откровенно слаб в послеигровой аналитике.

И причина не в тренере, тренер может быть необыкновенно талантливым. Причина - в отсутствии у него профессионального образования, отсутствии профессиональных знаний методологии, алгоритмов анализа. Поют трубы, звучат фанфары, все ждут выхода Короля, а тут – бац, мама дорогая, а Король-то - голый! Игра есть, а аналитики нет. Пару слов участники пробурчали, и тренер с облегчением переходит к следующей части.

А ведь у каждого, у каждого тренингового инструмента – свой собственный алгоритм анализа, свои секреты и фишки. В результате незнание увеличивается, вопросы остаются без ответа, тренер понимает, что-то не то, но ничего изменить не может.

Предлагаю бороться с этим снежным комом самым радикальным средством. Начать не с понедельника, а именно сейчас. Распечатываем выпуск рассылки, берем остро заточенный карандаш и помечаем: что уже делаем, а что-нет; в такой ли очередности; подчеркиваем особенно значимые для себя идеи. В общем – занимаемся повышением профессиональной квалификации, святыми для тренера вещами.

Начнем с простой формы Ролевой Игры. База и Основа основ (знающие могут пропустить и сконцентрироваться на следующем выпуске рассылки – Особенности аналитики для Фасилитации).

Представим, что тренер готовит простенькую Ролевую Игру. Организационная форма «Аквариум», когда два человека, сидят друг напротив друга, за ними наблюдает вся оставшаяся группа. Как за рыбками в аквариуме, все прозрачно, все действия очевидны.

После тренинга должна быть Шеринг (послеигровая аналитика на конкретном просмотренном примере), когда тренер задает для обсуждения вопросы.

Какие же тренер планирует задать вопросы?

Аналитика по Шерингу будет глубиной в 4 уровня, среза. Первой пойдет Эмоция (чтобы снять затуманивающий эмоциональный фон, облегчить дальнейшее конструктивное обсуждение), потом Оценка происходящего, Причина и дальнейшее Практическое применение.

Эмоциональный срез (первый уровень) 
Примеры вопросов:

  • Ваше впечатление?
  • Как Вам игра?
  • Что, по вашему мнению, произошло?

Оценочный срез (второй уровень - наиболее обжитой) 
Примеры вопросов:

  • Какие цели были поставлены, с помощью чего достигались?
  • Какие действия (решения) оцениваете как правильные? Почему?
  • Что, по Вашему мнению, можно было сделать еще лучше? В каком месте разговора?
  • Какие слова, аргументы, оказались самыми убедительными?

Причинный срез (третий уровень) 
Примеры вопросов:

  • Что лежит в основе поведения У, как вы думаете?
  • С помощью чего преодолевались разногласия? Какие навыки здесь помогли?
  • Что вы имели в виду, когда говорили…?
  • Как могли пойти события по-другому?
  • Что произошло, если бы…?

Практический срез (четвертый уровень)
Примеры вопросов:

  • Как можно применить на практике?
  • Вы встречались с похожими случаями?
  • Что теперь планируете изменить?
  • Какую новую информацию, идею можно применить буквально завтра, прийти на работу и использовать?
  • Что для вас самое главное, самое эффективное и как это можно внедрить в вашу текущую работу?

 

В первых играх, когда вы только начинаете разбирать новую тему наиболее глубоким выраженным предпочитают делать Оценочный срез. Далее, по нарастающей, Оценочный передает свои права и силу – Причинному срезу. И на пике тренинга, в завершающих ролевых играх наиболее выражено царит Практический срез, а остальные становятся скорее поддержкой, трамплинами к Практике.

 

 

УПРАЖНЕНИЕ  

Помогите тренеру Талантовскому определить очередность Шеринг-вопросов:

  • Что игроками, по Вашему мнению, сделано не идеально и что вы бы порекомендовали изменить?
  • Есть полезные выводы, которые прямо напрашиваются в жизнь?
  • Ну как оно? Как вам игра?
  • Как Вы думаете, почему Виктор умолчал о вчерашнем событии?
  • Какие впечатления от увиденного?
  • Достигнуты ли Лерой цели, поставленные перед встречей?
  • Где в реальной практике можно применить такой метод?
  • Какие доводы стали решающими?

 

 

Надеюсь, технология окажется полезной и поможет в создании результативных Шерингов. С радостью приму примеры и пожелания для следующих тем тренерской рассылки, а также интересные статьи и заметки, которыми вы готовы поделиться с коллегами.

До новых встреч,
Ваша Виктория Давыдова
тренер-методолог, руководитель Школы Современных Тренинг Технологий

Читать предыдущие Выпуски:
Тренерская Рассылка / Выпуск 1
Тренерская Рассылка / Выпуск 2 

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий