Московская школа переговоров
Training Technology Moscow
info@t-tech.ru

Задачник для Тренера 2

Задачник для Тренера

Глава. Трудный участник: Агрессор -2 (продолжение главы)

 

Автор: Виктория Давыдова,
ведущий тренер ТТ

 

 

Решение «ДОМАШНЯЯ ЗАГОТОВКА»

 

Мир без психопатов? Он был бы ненормален.
Станислав Ежи Лец

 

С каждым тренингом, с каждой решенной ситуацией, как это не парадоксально, но все меньше встречается Трудных участников. Тренер любовно полирует свою орденскую планку, перечитывает восторженные отзывы клиентов и ... становится добычей для Агрессора более высокого порядка.

На одном из мастер-классов коллеги я с удивлением наблюдала каким дремуче-агрессивным показывал себя один из участников. Молодой мужчина весь вкладывался в издевательство над другими, явное и клокочущее удовольствие от ужаса и несчастного положения жертв накрывало всю группу саваном ожидания – кто будет следующим? Опытный тренер после занятия подошел ко мне и, вытирая лоб скомканной салфеткой, признался: «Я уже забыл как это бывает». И я с горячим пониманием согласилась.

 

Мы забываем о Монстрах-Агрессорах. Они редки, встретится с таким – особое несчастье. И тренер должен в любой момент уметь защитить группу, себя, обучение. Рекомендую как экспресс-вариант «Домашнюю заготовку». Некую фразу или аллегорию, которая в доходчивой форме и с тяжестью мировой мудрости охладит пыл такого агрессора.

 

Минусы:

- необходимо иметь несколько удачных заготовок для разных ситуаций.

С каждым вашим тренингом, с каждой решенной ситуацией, как это не парадоксально, но все меньше встречается Трудных участников. Тренер любовно полирует свою орденскую планку, перечитывает восторженные отзывы клиентов и ... становится добычей для Агрессора более высокого порядка.

 

Инструмент «Известная цитата»

Известный немецкий тренер по коммуникации Картен Бредемайер рассказывает как после на первый взгляд успешного выступления на конференции к микрофону первым подошел представитель компании-конкурента и голосом, полным сарказма и уничижительной иронии резюмировал: «Господин Бредемайер, мои комплименты (Пауза!) Искренне поздравляю вас с тем, что своим докладом вам удалось полностью развалить эту в высшей степени интересную тему». Затем он повернулся и не спеша направился к выходу.

 

Немецкий коллега вспомнил одну фразу, которая в свое время произвела на него впечатление, и твердым голосм произнес в спину уходящего Агрессора: «Макс Фриш сказал однажды: «Если ты думаешь, что узнал истину, подай ее другому как подают пальто, чтобы удобнее было его надеть, а не тычь ею ему в нос, как мокрым носовым платком». В данном случае это был именно мокрый носовой платок – к сожалению!».

Ситуация была спасена, Агрессор уже шел к выходы посрамленным, а аудитория аплодировала выдержке и хладнокровию докладчика.

 

Существует достаточно сильных фраз от талантливых и мудрых людей, которые (фразы и через них –мудрые люди) могут помочь нам в трудную минуту.

 

Инструмент «Стоять на своем»

Вы будете выглядеть достойно и в высшей степени профессионально, если игнорируете эмоцию Агрессора, и обратитесь напрямую к интеллектуальной составляющей вопроса. Итак, эмоции долой, да здравствует разум.

 

«Сожалею, что была не услышана основная тема нашей встречи (мысль, задача обсуждения). Пять правил работы с информационными потоками...» Коротко и точно изложите важнешие пункты или формулировку. И идите дальше.

 

Минусы:

- снимает напряжение лишь временно.

 

Решение «МЫ ВМЕСТЕ»

 

Русский бунт - бессмысленный и беспощадный.
А.С. Пушкин

 

Агрессор не планирует противостоять группе и тренеру. Он обычно вообще не планирует противостоять, он ждет поощрения, или понимания и даже поддержки, иногда – выделиться и сказать важную для него мысль, его мысли адекватны, только неадекватны способы их выражения. «Я бы сказал по-другому, но я просто не умею» - слышите Вы в каждой его реплике.

С такими Агрессорами успешно справляются наши предыдущие решения.

 

Но с из ряда вон выходящими проявлениями агрессии от Монстров, резкими и злобными, а иногда абсолютно бессмысленными, может справиться такая же эмоция. Эмоция группы. После эскапады агрессора посмотрите на остальных участников и сделайте лицо "Ну и как на такое реагировать?!". Завоевавший доверие тренер включает таким образом стадный инстинкт группы и на Агрессора посыпятся смешки, урезонивающие призывы и жесткие просьбы "не лезть".

 

Дополнение 1: не вовлекайте группу по более простым случаям. Тренеры, обращающиеся к группе (или даже грубо использующие ее) сразу, как только становится трудно, с каждой такой попыткой выглядят все менее самостоятельно и профессионально...

Дополнение 2: нельзя использовать груповое голосование. Голосование на тренингах может быть только инструментом выбора, но не инструментом давления и влияния...

 

Минусы:

- Агрессор может проявиться во время игры, находясь в команде. В этом случае есть вероятность объединения команды вокруг него

- это серьезная атака на психику Агрессора

- группе может понравиться и она начнет искать «ведьм» уже без причин

- это спорный инструмент с точки зрения морали

 

Инструмент «Лидерство»

Наиболее оптимальный и успешный инструмент этого блока – Лидерство. Докажите свое право вести за собой людей, и Вам уже не придется напрямую обращаться к группе, она начнет инстинктивно помогать вам.

 

Решение «ОСТАВИТЬ ПОД ДОЖДЕМ»

 

Последний довод королей.

 

На крупном профессиональном форуме по рекламе во время перерыва на сцене появилась немного подвыпившая дама. Веселая, с размашистыми движениями и взрывным смехом, чем вызвала сначала умильную и поощрительную реакцию аудитории. Прелестница была достаточно адекватна, чтобы не упасть со сцены или вызвать прямой интерес службы безопасности.

Но и достачно агрессивна, как оказалось, чтобы испортить следующие полтора часа форума.

 

Дама выказала неудовольствие, когда перерыв закончился, выгнала какого-то джентельмента с первого ряда и уселась сама. Громкими язвительными замечаниями она встречала каждого, появляющегося на сцене. В особо ей не понравившегося субъекта полетел тюбик губной помады.

Ведущие пытались дипломатично увещивать ее, из аудитории неслись предложения по кардинальному решению проблемы путем сворачивания тонкой шеи, какой милый молодой человек безрезультатно попытался увлечь агрессоршу из зала.

 

Затем на сцену вышел один из организаторов и, обаятельно улыбаясь, попросил «встать милую даму, я Вас хочу получше рассмотреть».

Она радостно встала и начала раскланиваться в недоуменной тишине. Организатор подошел по сцене чуть ближе и продолжил: «Давно не видел человека, так опозорившего себя и свою компанию на весь рынок. Вам место в буфете»

«Извините» - пролепетала начавшая трезветь дама.

«Не извиняем. Вам в ту дверь у прохода. Надеюсь, это послужит уроком».

Так Агрессорша превратилась в Неудачницу и в слезах убежала из зала.

 

В наших предыдущих решениях тренер придерживался позиции нейтральной понимающей стороны. Он был мягок и дипломатичен, помогал и поддерживал. Но существует ситуации, когда человека нужно поставить под холодный душ. А иногда и «оставить под дождем» - не простить и не понять.

И только это станет уроком для некоторых Агрессоров. Они так привыкли, что можно пакостить и делать гадости, а потом достаточно извиниться и обелить себя парой все объясняющих фраз. Если вы понимаете, что к залетела именно такая редкая птица - дайте урок.

Минусы:

- начинающий тренер может спутать невинного начинающего Агрессора с формой Монстр и вместо простого решения использовать «Оставить под дождем» - тяжелейшая тренерская ошибка по своим последствиям для психики участника

- это спорный инструмент с точки зрения морали

 

Решение «АДАПТИРУЕМ ТРЕНИНГ»

 

Говорят, лишившись зубов,
человек обретает большую свободу языка.
Станислав Ежи Лец

 

Однажды на тренинге у инностранного коллеги я подошла в перерыве к тренеру обсудить организационные моменты. Он мне показал свою структуру расписания. Каково же было мое удивление, когда над структурой и дальнейшим описанием тренинговых действий стояла крупно написанная древняя дата. Тренинг датировался 5-ти летней давностью. Пять лет, из года в год, тренер вел одну и ту же программу, без изменений, буква в букву, озадачивающе педантично.

Как человек любознательный, я тут же спросила: «А если у группы особые ожидания, да и рынок меняется – как же новые инструменты и технологии?».

Мне ответили на голубом глазу, что «наши технологии в России – всегда новость».

 

При всем уважении к иностранным коллегам, мы знаем как фантастически активно развивается российский тренинговый рынок. Они идет семимильными шагами, и современные зарубежные технологии давно стали только один из инструментов, которыми мы пользуемся.

С каждым нашим трудным участником мы приобретаем опыт. И как люди свободно мыслящие, стремящиеся с каждым днем становится все лучше и эффективнее, мы так же меняем наши тренинги.

 

Для веселой активной группы, для аналитиков, для экспертов, для новичков ... Одна тема будет подана совсем по-разному для разных групп.

Если один из элементов тренинга вызвал агрессию участника – задумаемся, коллеги. Возможно, тема нуждается в изменении и адаптации

А это всегда здорово – значит пришло придумать новое!

 

продолжение следует...

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий