Московская школа переговоров
Training Technology Moscow
info@t-tech.ru

Эмоции и принятие решений

В университете Айовы, неврологи Антонио Бичара (Antoine Bechara), Дэниэл Транел (Daniel Tranel) и Ханна Дамасио (Hanna Damasio) провели исследование о влиянии эмоций на принятие решений.

Основой изучения стали пациенты с синдромом вентромедиального поражения префронтальной коры головного мозга (VM). Люди с таким заболеванием демонстрируют резкое уменьшение эмоциональных реакций. Следует учитывать, что данное заболевание не оказывает влияния на работу памяти и интеллектуальные способности человека, но демонстрируют трудности в принятии решений. Например, один из пациентов, «Эллиот», потратил 30 минут на выбор времени для встречи. Он использовал сложную самоаргументацию и расчеты, которые намного превысили простые вводные условия.

В одном из экспериментов, контрольной группе, состоящей из здоровых людей и VM пациентов, были поставлены задачи, на основе азартной игры. Участникам, по очереди, было предложено брать одну карту из четырех колод. Каждый раз, когда участник выбрал карту из колоды А или B, он получал $100. Каждый раз, когда он брал карту из C или D колоды, он получал $50.

Было введено дополнительное условие, что после получения определенных карт и выигрыша либо $100 или $50, необходимо вернуть часть денег. Для колод А и B, на 10 карт возможная потеря составляла $1250; для колод C и D прогнозируемые потери на 10 карт были $250.

Таким образом, выбор карт с колоды C и D приносило максимальную чистую выгоду.

Здоровые участники быстро научились делать выбор с колод C и D. Участники с VM синдромом, предпочитали выбирать из колод A и B, что приносило больше одномоментного выигрыша, но снижало выгоду в процессе игры. Кроме этого, в ходе игры, здоровые участники, нащупав алгоритм быстро совершали свои действия, а вот VM участники стали демонстрировать напряжение и накопление усталости, долго обдумывая каждый выбор. По сути, VM игроки продолжали делать невыгодные ходы, даже после осознания последствий своих действий.

Пациенты, не испытывающие эмоции, продолжали принимать плохие решения даже тогда, когда знали, какое решение более выгодное.

Что это значит? Умеренный или контролируемый уровень эмоций может подготовить нас к новым вызовам и возможностям, дать нам информацию о наших целях и способам их достижения.

 

Автор: Константин Афонин, тренер-методолог компании Тренинг Технолоджи, на основании материалов Гарвардской переговорной программы (Program on Negotiation (PON) at Harvard Law School)

 

Внимание! Копирование любой части этого материала допускается только с явно видимой активной ссылкой на сайт Тренинг Технолоджи, как на источник первой публикации. Мы тщательно соблюдаем и контролируем авторские права.

 

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий